Гете дал напитку бальзам название «Эликсир молодости», и воспел в своей знаменитой поэме Фауст. Бальзам очень любили Шарль де Голль и Алексей Косыгин, а сегодня им наслаждаются все члены английской королевской семьи.
Особенностью ликеров является то, что для его производства путем «мацерации» - вымачивания, применяется множество различных ингредиентов, частью которых служат лекарственные растения, и это отличает данные напитки от категории настоек, в которых использовано всего один, пара вкусов. Бальзам включает огромное количество трав, не меньше десяти, травы эти предварительно вымачиваются в течение длительного периода времени в спиртовом растворе порядка 50 градусов.
Бальзам не употребляют как другие алкогольные напитки. Вообще употребление бальзама в больших дозах не допускается. Допустимая рекомендованная норма к распитию бальзамов от 50 до 150 миллилитров.
Специфическая основа производства бальзама придает ему яркий, густой, насыщенный и едва уловимый горьковатый привкус.
Самый популярный бальзам на территории бывшего СССР был и есть до сих пор – «РИЖСКИЙ БАЛЬЗАМ» или на прибалтийском языке - «RIGAS BLACK BALZAMS». Это бальзам содержит 45 процентов спирта и вкусовую смесь порядка двадцати и даже больше ингредиентов.
Итак, поговорим о визитной карточке Латвии. Речь, конечно же, пойдет о «Рижском бальзаме». Путевку в жизнь бальзаму обеспечила Екатерина Вторая, история рижского эликсира началась в середине восемнадцатого века и непосредственно связана с великой Россией и тогдашней ее императрицей. Как-то в свой очередной приезд в Латвийскую столицу она захворала. Русскую императрицу одолевали колики. Тогда рижский аптекарь Абраам Кунц предложил Екатерине чудесный бальзам от избавления от ее хвори.
Екатерина была поражена и очень довольна чудодейственными свойствами этого бальзама. Она излечилась от своего недуга, императрицу охватил восторг, и подарила рижскому аптекарю привилегию на производство его чудесного бальзама. Об этом узнал очень предприимчивый купец из России Сергей Лелюхин и выкупил у Абраама рецепт. Лелюхин открыл производства и с начала 1789 года в Россию из столицы Латвии ежегодно стали отправлять триста тысяч керамических бутылок с этим чудесным бальзамом. Так, благодаря ее Величеству рижский бальзам стал модным при ее дворе и все чаще появлялся на столах российской знати, а спустя какое-то время во всей Европе. Визитная карточка Латвии - «Рижский черный бальзам» до сих пор очень популярен у иностранных туристов, его увозят в качестве сувенира в Россию, страны СНГ, в Европу и далекие США. Необыкновенный успех латвийского бренда обусловлен, прежде всего, оригинальным и неповторимым вкусом и высоким качеством. Бальзам выдерживается в дубовых бочках, это придает ему горьковатый привкус. Напиток выпускают в красивых керамических бутылочках, которые изготавливаются из специальной глины, еще Гиппократом было установлено, что лишь глиняная посуда способна сохранять все целебные качества любого продукта. Керамика и сохраняет полезные целебные свойства, и предохраняет бальзам от нежелательного влияния солнечных лучей. , если хотите – употребляйте его в чистом виде, хотите – размешайте с кофе или черным чаем.