БОЛГАРСКИЙ БРЕНДИ И МАДЬЯРСКИЙ ТОКАЙ

Златый бряг Златый бряг

БОЛГАРСКИЙ БРЕНДИ И МАДЬЯРСКИЙ ТОКАЙ.

С начала 50-х годов между государствами входящими в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) начал налаживаться интенсивный товарообмен. Из СССР в социалистические страны-сателлиты потёк «жирный» поток нефти, оружия и металлопроката, а в ответ нам, традиционно, присылали продукты питания — овощные консервы, кетчупы, колбасу салями, сигареты, джемы и пр.

Вот тогда-то в отечественных магазинах появились первые заграничные алкогольные напитки — это были болгарские бренди «Слънчев Бряг» и «Плиска», стоили они соответственно 8-10 и 7-70 рублей за бутылку. На просторах солнечной Болгарии до сих пор ходят легенды, утверждающие, что обе эти торговые марки создавались чисто на потребу рынка Советского Союза. Сами болгары предпочитали пить фруктовые самогоны, типа «сливовици» и «ракии», а также сухое виноградное вино. Марка бренди «Плиска» создана в 1953 году, «Слънчев Бряг» - в 1976-м.

Производитель фасовал напитки в непривычные для советского человека пузатые бутылки темно-зеленого и фиолетового цвета. Выглядели они презентабельно и по-багатому. Долгое время болгарские коньяки считались признаком зажиточности хозяев дома. Дабы показать гостям, что «жисть таки удалась» бренди обязательно ставили в центре праздничного стола — аккурат между селедкой под шубой и салатом оливье.

Спрос стимулировал импорт. К открытию Московской олимпиады поставки из НРБ достигли таких гигантских масштабов, что «Плиска» и «Слънчев Бряг» быстро утратили флер дефицитности и аристократичности. Их начали пить дворники и студенты, а это уже крен в сторону повседневной банальности. Кстати, «СБ» стал настолько популярен, что постепенно вытеснил «плискаря» из экспортных списков.

Несмотря на 36 градусную сущность и привкус специй, «Бряг» оказался крепким и надёжным товарищем. Алкогольные дары братской страны не ограничивались лишь бренди. Свою нишу на рынке быстро и, казалось, прочно завоевали дешевые болгарские вина. До начала антиалкогольной горбачевской компании ежегодные поставки в Союз стабильно держались на уровне 300 млн. бутылок. В 1987 году всё рухнуло... но это уже другая, невеселая история.

Прочь печаль! Вернемся в начало 80-х. Полки гастрономов завалены десертными и ароматизированными, белыми и красными, креплеными и столовыми винами made in Bulgaria. Бутылки вагонами везут строителям БАМа и газовикам Ямала, золотодобытчикам Магадана и рыбакам Мурманска.

«Механджийско», «Нестинарско», «Тамянка», «Воеводско», «Монастырская изба», «Хемус», «Гамза», «Медвежья кровь», «Витоша», «Мельник», «Поморие», «Кадарка» и т. д. Средняя стоимость «баттла» неплохого винца относительно бюджетная — 2-70 руб.

Весьма заметным было присутствие в СССР алкоголя родом из Венгрии. Многие советские люди помнят хлебно-медовый привкус «Токайского», забавную горчинку вермута «HELVECIA» и терпко-красную «Бычью кровь». Венгерская народная республика опиралась на тысячелетние винодельческие традиции и экспортировала вполне приличные напитки.

Помимо болгар и мадьяр алкоголь также поставляли румыны. Но, вина из окрестностей города с перспективным названием Бухарест, увы, ничем нашим «бухарям» не запомнились. Банальный «сухарь», правда, упакованный в необычные длинноносые бутылки. Поток вина из Румынии находился в прямой конкуренции с нашими молдавскими виноделами. И здесь, российский потребитель предпочитал отечественных производителей.

Кубинский ром «Havana Club» тоже оставил свой след в истории Советского Союза. Во времена Хрущева и Брежнева, остряки расшифровывали название этой страны так: «Коммунизм У Берегов Америки» - КУБА. Остров свободы поставлял бутылки с белой и черной этикеткой. Крепость 40 градусов. Цена – 4-50 руб. Вкус – на любителя. При упоминании о кубинском роме, один мой приятель всегда кривил губы, заявляя, что сей напиток имеет «одеколонный вкус». Интересно, вот вы знаете, какого вкуса одеколон? Нет? А советский народ знал!

Дополнительная информация