Золотые ворота Сан-Франциско.

Золотые ворота Сан-Франциско Золотые ворота Сан-Франциско Золотые ворота Сан-Франциско

5 января 1933 года в Сан-Франциско началось строительство одного из самых известных «висячих» в мире мостов, который получит название «Золотые ворота Сан-Франциско». Завершено строительство моста будет в 1937.

Цифры впечатляют до сих пор: общая длина моста – более 2,7 км, длина главного подвесного пролета – 1281 метра, высота вертикального просвета в середине пролета – 66 метров. Две главные опоры моста возвышаются на 230 метров. Мост подвешен на двух главных канатах толщиной 93 см, закрепленных на стальных опорах высотой 227 м.

В начале 80-х годов настил моста был заменен конструкцией из облегченной и более прочной стали с покрытием из асфальта. Благодаря этому общая масса моста снизилась на 12300 тонн, составив 894500 тонн.

Мост станут использовать для сведения счетов с жизнью многочисленные самоубийцы. За время существования моста, по разным данным, покончили с жизнью более 1590 человек.

Золотые ворота Сан-Франциско (Golden Gate) - пролив, соединяющий бухту Сан-Франциско у западных берегов Соединенных Штатов Америки с Тихим океаном. Длина пролива 8 километров, ширина 1,5 - 3 километра. На северном берегу пролива расположены форты, на южном - собственно сам город Сан-Франциско.

Золотые ворота – «Мост, который не может быть построен».

В середине 18 века, почти через три столетия после открытия Колумбом Америки, испанские мореплаватели обнаружили огромный залив, на берегу которого из маленького поселения монахов-францисканцев вырос один из самых красивых городов мира – Сан-Франциско.

В 1864 году Джон Фремонт, капитан судна инженерно-топографической экспедиции Американской армии, назвал пролив, позволяющий попасть в залив Сан-Франциско из Тихого океана, Золотыми Воротами. По аналогии с проливом Босфор – Золотой Рог. Капитан не знал, насколько символическим окажется это название… «Золото, золото! На Американской речке!».

По пыльным улицам Сан-Франциско сломя голову несся плотник Джеймс Маршалл. В его руке сверкал золотой слиток. Маршалл отправился в горы построить лесопилку, а вместо этого нашел золото. В течение двух месяцев тихое поселение превратилось в бурлящий муравейник. А пролив, в который до сих пор корабли не торопились заходить из-за сложных погодных условий, заполнился большими и малыми судами. В том числе курсирующими шхунами, перевозящими партии людей, охваченных «золотой лихорадкой», с востока страны. Сан-Франциско превратился в один из крупнейших портов мира, куда ежедневно прибывало не меньше 700 кораблей…

Мост Зоолотые ворота Мост Зоолотые ворота
Золотые ворота Золотые ворота
Мост в Сапн-Франциско Мост в Сапн-Франциско
Англичанин Джошуа Нортон корабли ненавидел. И у него была на то причина. Он приплыл в Сан-Франциско через год после открытия золотых приисков, сделал состояние, но вскоре потерял деньги – вместе с разумом. Дело в том, что предприимчивый Нортон решил увеличить свои доходы, скупив весь рис, прибывающий в город, чтобы потом поднять на него цены. Увы, три огромных, сверху донизу забитых мешками с рисом, корабля потерпели крушение и затонули прямо в проливе. С тех пор Нортон превратился в городского сумасшедшего.

В Сан-Франциско их было не счесть – «золотая лихорадка» делала свое черное дело. Провозгласив себя «Императором всея Америки», несчастный чудак на оставшиеся деньги напечатал в газете «Сан-Франциско Бюллетень» в 1859 году прокламацию, которая потрясла своей безумной идеей даже привычных ко всему горожан. В обращении к народу Нортон повелел «возвести через пролив подвесной мост».

Журналист Джеймс Уилкинс был абсолютно здравым человеком и в 1916 году работал в той же самой газете «Сан-Франциско Бюллетень». Как все журналисты, Уилкинс был нетерпелив, привык жить в режиме срочных сообщений и, как все газетчики, ратовал на прогресс. Однажды, когда он в очередной раз опаздывал на работу, маясь на забитом машинами и людьми пароме через пролив, он кое-что придумал. Через несколько дней в газете появилась статья «Подвесной мост через Золотые Ворота станет самым большим в мире!». Жители Сан-Франциско могут все – разве не доказали они это, всего 10 лет тому назад полностью восстановив свой город из руин после страшного землетрясения? Пафос журналиста был вполне в духе времени, когда набирало силу великое изобретение янки - вера в пресловутую Американскую Мечту.

Вскоре главный архитектор Сан-Франциско назначил комиссию из трех инженеров, обязанных провести все необходимые исследования. Вокруг идеи строительства моста начались споры и дебаты, продлившиеся больше 10 лет…

Легенда гласит: Джозеф Страус (один из трех назначенных инженеров) поклялся, разглядывал из окна университетской больницы в городе Цинциннати самый длинный на то время подвесной мост через реку Огайо (322 метра – длина пролета), во что бы то ни стало прославить себя, построив самые величественные на свете мосты. В тот день, когда. Низкорослого студента (1 метр 50 сантиметров) инженерного факультета избили однокурсники – по его вине футбольная команда проиграла ответственный матч. Уже в дипломной работе юноша представил изумленным профессорам амбициозный проект, поражающий самое смелое воображение – мост длиной в 80 километров через Берингов пролив, соединяющий Северную Америку с Азией.

В 1919 году 49-летний Джозеф Страус был уже признанным инженером. Он построил около 400 мостов во всем мире. В августе 1929 года Страуса назначили главным инженером по возведению моста «Золотые Ворота». Не самый удачный момент – в Америке наступила Великая Депрессия. Миллионы безработных, отсутствие свободных денег.

Проект вновь оказался под угрозой и мог бы так и войти в историю под названием «Мост, который не может быть построен». Оставалось надеяться только на «финансовое чудо». И оно произошло…

Итальянский иммигрант Амадео Петер Джаннини в 1906 году во время землетрясения сумел спасти все деньги и ценности из своего банка. Его банк первым открылся в Сан-Франциско, едва город оправился от стихийного бедствия. Джаннини помог восстановить его из пепла. Банк стал крупнейшей финансовой корпорацией в стране. Джаннини тоже верил в Американскую мечту. Поэтому он провозгласил: «Городу нужен этот мост. Мы найдем деньги!».

Строительство началось 5 января 1933 года и продолжалось более 4 лет. Самые высокие башни-опоры (228 метров), самые длинные стальные тросы (на которых держится пролет моста), огромные подводные пирсы, возведенные под водой («быки»), и самый длинный в то время пролет между башнями (1280 метров) на высоте 67 метров от уровня воды – главные особенности моста «Золотые Ворота». «Воздушный» мост в состоянии выдержать чудовищный напор ветра в проливе (96 километров в час), а опоры – противостоять давлению воды, усиленному мощными течениями и штормами. Его цвет «красного золота» как нельзя лучше вписывается в палитру окружающих его красок – синего неба и океана, зеленых и песчано-золотых гор. И когда Золотые Ворота – пролив и мост – накрывает густая шапка тумана, стройные оранжевые мачты или хотя бы их верхушки всегда просвечивают сквозь мрачную серую пелену…

27 мая 1937 года в 6 часов утра мост «Золотые Ворота» открыли – для пешеходов. Целых 12 часов он принадлежал только им. Среди них был маленький бойскаут – он пришел накануне вечером и провел ночь в спальном мешке рядом с пропускной будкой, чтобы утром первым вступить на мост… На следующий день по сигналу президента Рузвельта из Белого дома на мост въехали первые автомобили.

В Сан-Франциско живут веселые люди – фиеста продолжалась ровно неделю. Они выбрали Королеву моста – ее сопровождал голливудский актер Роберт Тэйлор, сочинили множество песен и стихов о «драгоценном ожерелье, переброшенном через пролив Золотые Ворота». Костюмированные представления, фейерверки, марши, парусные гонки под мостом, приветливо машущие крыльями самолеты над ним…

Мост «Золотые Ворота» занимает печальное первое место в мире по количеству самоубийств. Пожалуй, это единственное, что не предусмотрел его создатель Страусс.

Этот мост не нуждается в панегириках и комплиментах, его красота говорит сама за себя. Достаточно увидеть его хотя бы раз…»

Другие материалы в этой категории: « Первый светофор в Ленинграде

Дополнительная информация